Елена Гудкова

автор-исполнитель
чердак
послать письмо
парадная лестница галерея музыкальный салон библиотека детская кухня гостиная чердак
На этой страничке единолично хозяйничает управдом - Элеонора Модестовна.

"Вечерний Петербург" 2001 год
"МК в Питере" 2000 год
Газета "Сорока" 1994 год
Интервью. 1998 год
"Город". Октябрь 2005 год
"Ваш тайный советник".10.10.2005
"Красносёл".№104 март 2006
"Интервью интернет-порталу КофеХит".октябрь 2009
Территория бизнеса № 3 (40) 2010
"Чудское побережье". апрель 2014
_______________________________________________________________________________________

«Городу влюбленных» посвящается

В Тарту, в рамках юбилейного, Пятого международного фестиваля авторской песни "Музыка листопада", состоялось выступление самой изящной исполнительницы авторской песни России Елены Гудковой.

Перед тартуской аудиторией Елена Гудкова впервые выступила в прошлом году на фестивале бардовской песни, и по результатам голосования стала обладательницей "Приза зрительских симпатий - 2013". Её концертная программа "Город влюбленных" в буквальном смысле покорила публику, оставив ощущение радости, света и любви.
Вот что по поводу фестиваля «Музыка листопада» и состоявшегося концерта сказала нашему корреспонденту поэтесса, композитор и исполнитель Елена Гудкова:
- Для меня этот фестиваль уникальный и особенный. Я много где побывала и есть, как говорится, с чем сравнить. В Тарту в прошлом году я была впервые. Бардовский фестиваль ассоциируется прежде всего с палатками, кострами и даже, может быть, с красным сухим вином. А здесь я увидела прекрасный академический зал Тартуского университета, с колоннами — мне очень хотелось сюда приехать. Я была очарована городом, залом, многочисленной публикой, сильным составом участников. С удовольствием всех слушала, и то, что тартуский зритель так тепло принял меня, выразив симпатии, меня тоже радовало. Программа «Город влюбленных», с которой я выступила в Тарту в этом году, составлена давно. Но она очень подошла к вашему городу, в центре которого установлена скульптура целующихся влюблённых. Конечно, перед выступлением волновалась, поскольку программа камерная, а современный зритель чаще ждёт развлечения. Тартуские зрители удивительно слушали. Именно слушали, и я благодарна им за это. Благодарна Людмиле Месропян за приглашение, за ее прекрасную работу. Хочу пожелать фестивалю долгих лет, и пусть он всегда будет таким, чтобы на него стремились попасть и зрители, и авторы.
...«Город влюбленных» - это рассказ в стихах, это поэзия в музыке, это песни влюбленной души. Прекрасное созвучие фортепьяно, флейты и гитары завораживало зал, пронизанный лучиками света наступившей весны.

Фёдор Маспанов,
участник фестиваля «Музыка листопада»,
обладатель Приза зрительских симпатий 2010 года
___________________________________________________________________________________

Территория бизнеса № 3 (40) 2010

Елена Гудкова: «По-прежнему мечтаю о собственном уютном уголке».
Текст Алексей Аленин

Даже тот, кто ничего не знает о питерском авторе-исполнителе Елене Гудковой, наверняка хотя бы раз слышал по радио такие хиты, как «Любовница» и «Дорожная». Между тем, это лишь две из нескольких сотен песен, созданных ею за 20 лет творчества.
И каждая песня отличается неподдельной искренностью, остроумием, мелодичностью и какой-то особой душевностью. Они для всех.
Для всех, кто умеет слушать и слышать. Может, именно поэтому концерты Елены проходят с неизменным аншлагом. Вот почему, как только появилась возможность, корреспондент журнала «Территория бизнеса» взял у нее интервью
.

— Елена, что сейчас происходит в вашей жизни?

— Активно работаю в студии звукозаписи, готовлюсь к юбилейному концерту, который пройдет в октябре 2010 года. Хочу к этому дню завершить всю начатую, но не доделанную работу. И в первую очередь выпустить новый альбом, автором
которого я являюсь в полном смысле слова: от написания песен до их аранжировок. Все инструментальные партии придумываю и играю
сама. Да, это огромная кропотливая работа, но она мне безумно интересна. Кроме того, записываю акустический альбом своих лучших лирических песен. Это совсем другая красота, иная грань мое-
го творчества. Поэтому бегаю из одной студии в другую, сижу за компьютером, репетирую с музыкантами. И готовлю программу юбилейного концерта.
Время летит слишком быстро, и, признаться, я ничего не успеваю…

— Может не стоит взваливать все на свои плечи?

— Я бы с удовольствием с кем-нибудь разделила груз
забот, но это, скорее, вынужденная мера. Найти близкого по духу аранжировщика очень сложно.
Обычно отдаешь песню «портному», а потом с трудом узнаешь в ней собственное детище. Так бывает в те-
атре: драматург приносит режиссеру пьесу, но в итоге выходит принципиально иная история. Мне же хочется получать то, что я задумала. Допустим,
я придумала вальс. Нежный и трогательный. Аранжировщик говорит: «Вальсов много, к тому же это не модно, не форматно и прочее…». Начина-
ет оригинальничать с саундом, формой, гармонией. Самовыражается. И от моей песни, моей задумки, ничего не остается. Продукт приобретает совсем другой вид. И самое страшное, когда он теряет свою изюминку, свою душу, становится похожим на всю эту «попсовую» массу. Аранжировщик — совсем другая профессия. Да, сейчас я трачу массу времени на освоение компьютерных программ, долго работаю над музыкальными партиями. Но своя ноша не тянет. Зато я, наконец, другими глазами смотрю на музыку и свои песни. На студии со звукорежиссерами теперь разговариваю на одном языке, а раньше и не знала, как объяснить, чего хочу.

— Как вам удается при таком графике еще и песни писать?

— Пока мне не до новых песен. Хотя музыки, мотивов, мелодий я сейчас пишу в десятки раз больше. Этого требует аранжировка. К такому положению вещей отношусь спокойно, просто нужно выполнить другую работу. В столе лежит много
написанных песен. Только прошлым летом создала на заказ 10 вещей, которые нужно довести до ума, поскольку они пока во многом не реализованы.
Если говорить о времени для творчества, то раньше самым плодотворным периодом была осень, а сейчас,
наоборот, лето. Работаю независимо от того, пришло вдохновение или нет. Все, что скопилось, переношу на бумагу, поскольку сначала нужно
написать стихи, а музыка приходит после.

— Елена, вы упомянули, что пишете в том числе и на заказ…

— Это так. Если я загораюсь идеей, это равносильно тому, что написала песню сама. Однажды моя знакомая попросила написать песню
к юбилею мужа. Сначала мне идея не очень понравилась, но мы разговаривали, и получилась потрясающая песня о конкретном человеке.
Всего в трех куплетах. Он был счастлив. Ведь у него теперь есть своя песня. В общем, «творческая вспышка» не зависит от того, что происходит
в моей жизни. Главное — чтобы была искра, которая обязательно зажжет пламя творчества. Меня возбуждают интересные идеи.

— А корпоративный гимн написать можете?

— Легко. Тем более такой опыт у меня уже был.

— Что может вас заставить отказаться от предлагаемой работы?

— Откажусь, если она мне будет творчески неинтересна. Кроме того, признаюсь, имеет значение и финансовая составляющая.

— Соглашаетесь участвовать в корпоративных мероприятиях?

— Да, я же артист. Однажды меня пригласили на день
рождения сотрудника одной из компаний в качестве подарка. Позвонили его коллеги, сказали,
что хотят преподнести своему товарищу меня, поскольку он очень любит мои песни и просто умрет от такого сюрприза. Я хотела отказаться.
А потом подумала, почему бы не сделать человеку приятное. Приехала на торжество и в домашней, уютной обстановке спела. Восторгов было…
Поверьте, ни за какие деньги такого
не купишь!

— Скажите честно, у Елены Гудковой жесткий райдер?

— Я адекватно смотрю на вещи. У меня нет сверхзапросов и мне не нужны лимузины к трапу. Райдеры не появляются из ничего. Они складываются из профессионального опыта, из того, насколько исполнитель востребован, сколько он стоит.
Да, у меня есть условия. Но это — необходимый минимум.

— Чего вам сейчас не хватает для творчества?

— Скажу банальную вещь: не хватает финансов, которые предоставляют определенную творческую
свободу. Ведь реализация любой задумки требует вложений. Артисту нужно вкладывать деньги по-
стоянно. Заметьте, сейчас многие певицы — это жены или подруги обеспеченных людей. Для них твор-
чество, песня — хобби. У них есть достаток, поэтому они могут себе позволить такую роскошь, как сцена. Кто-то тратит деньги на шубы
и модные наряды, а кто-то — на концертные костюмы, песни и желание «быть в телевизоре». К сожалению, это именно так. Сегодня отбить
деньги, вложенные в запись альбомов, нереально. Хорошо зарабатывают только раскрученные артисты,
дающие много концертов по стране. Наш артист живет с концертов, а не дисков и авторских отчислений. Но не каждому же быть звездой пер-
вой величины. Вот и приходится изворачиваться. Находить способы осуществления сокровенных же-
ланий. Делать свое дело. И делать его на хорошем уровне. Жаль, что большая часть сил и времени ухо-
дит именно на изыскание резервов. Творческая составляющая от этого изрядно страдает.

— Значит, вы открыты для сотрудничества?

— Всегда. И особенно сейчас, когда началась работа по подготовке юбилейного концерта. Он соберет вместе много интересных людей — слуша-
телей, авторов, исполнителей, музыкантов. Ищу партнеров, не только для концерта, но и на будущее.

— Вы упомянули о своих слушателях. Кто они?

— Среди них и женщины, и мужчины. Большинству за 30. Как правило, многие уже либо имеют высшее
образование, либо получают его. Но главное — в другом. Это неравнодушные люди, склонные к чувствам и эмоциям. Непробиваемый человек
на мой концерт вряд ли придет.

— Елена, а теперь вопрос на иную тему. Как человек творческий, вы наверняка немало путешествуете?

— У меня даже есть песня «Дорожная», которая весьма популярна, в том числе на одноименном
радио. В ней рефреном идет строка: «Я еду на Юг России». Так что невольно она получилась патрио-
тической, не говоря уже о том, что к 2014 году мы будем активно ездить именно на юг нашей страны.
Я вообще люблю дорогу и хорошо, если удается путешествовать в комфортных условиях.

— Поездом или самолетом?

— Летать боюсь, хотя и приходится. Предпочитаю поезд. Кстати, желаю всем, чтобы всегда везло с соседями, и не только по купе, по вагону,
но и по жизни. В дороге попадаются безумно интересные люди, от общения с которыми получаешь удовольствие. Повторюсь, обожаю дорогу, верхнюю полку, стук колес. Очень приятно ощущать себя не в прошлом, не в будущем, а где-то между.
Едешь куда-то, тебя там что-то ждет, но ты еще не знаешь, что именно. За это предвкушение я больше всего и люблю дорогу.

— Если не секрет, как проводите свободное время?

— Я ленивый человек, хотя долго лениться не могу. Когда есть возможность, люблю побыть одна. Люблю
тишину. Лес и грибы. Нравится смотреть фильмы. А вот музыку слушаю только, если надо, или действительно хочу.

— Расскажите, какие фильмы смотрите?

— Чаще о природе, о животных и птицах. По телевизору слежу за новостями, чувствую в них потребность, мне надо знать, что происходит в мире. Еще смотрю интервью. Люблю программу Гордона. Именно из-за Гордона. Он нравится мне своей невозмутимостью. Поражаюсь, насколько он в себе уверен. Ни разу не видела, чтобы его вывели из состояния покоя. Таким должен быть настоящий мужчина, наверное.

— А еще каким?

— Конечно, умным. Глупый мужчина хуже глупой женщины. Глупая женщина — это нормально. Некото-
рым из нас глупость даже идет. А вот глупый мужчина — это катастрофа, безумие. Особенно, если его глупость дополняется упрямством, уперто-
стью. Еще я ценю в мужчинах чувство юмора и щедрость души. Кроме того, в мужчине важна ответственность. Если он ее ощущает за все,
с чем имеет дело, в первую очередь за семью и тех, кто рядом с ним.

— Елена, мужчин мы с вами обсудили, давайте поговорим теперь о шоппинге.

— Терпеть его не могу. Это абсолютно не мое. Здесь я солидарна с мужчинами. Сама хожу по мага-
зинам, стиснув зубы. Потому что надо. И чаще покупаю не потому, что хочется, а из-за того, что уже устала и нет больше желания бегать, искать.
Такие походы меня выматывают. Мне жалко тратить на них свое время и силы. Я могу получить удоволь-
ствие от посещения магазина, находясь где-нибудь заграницей. Там можно просто походить и поглазеть.
С удовольствием заглядываю в музыкальные лавки.

— Какую музыку выбираете для себя?

— Новую слушаю мало, просто нет времени. Мои предпочтения сформировались еще в ранней мо-
лодости и сидят во мне железно. Так, любовь к творчеству Стинга не перебить ничем. Не устаю его слушать. Ставлю диск и каждый раз получаю
такое удовольствие, будто слушаю в первый раз. Эта музыка мне близка. В ней все «мое» — эмоция, мелодика, звучание, тембр голоса исполнителя. Знаете, каждый человек, пишущий музыку, ревностно относится к успехам коллег, чтобы он не гово-
рил. Я редко встречала среди друзей-музыкантов тех, кто искренне похвалит. Для любого автора болезненно, когда ему ставят в пример кого-то
другого. Неудивительно, что мне нравится Стинг, ведь он кумир миллионов — скажете вы. Присоседить-
ся к толпе поклонников человека, который высоко летает, просто… А вот попробуйте оценить тех, кто сейчас не слишком известен! А вы разгляди-
те алмаз еще до огранки! На это особый талант требуется. И это я уже о своем творчестве…

— Елена, принято считать, что женщина — хранительница очага, домашнего уюта. В чем для вас выражаются эти понятия?

— Это чистота, порядок, тепло и полный холодильник. А еще мир и взаимопонимание. Но главное — чистота. Она должна быть обязательно. Не надо делать из нее культ. Надо просто регулярно чистить свое гнездышко и убирать игрушки на место. Я сама очень люблю устраивать
беспорядок. Наверное, это свойство моего характера. Но мой глаз желает видеть гармонию и красоту. Беспорядок вызывает во мне внутреннее беспокойство. Поэтому стараюсь, чтобы каждая вещь возвращалась на свое законное место и пыль не скапливалась, как снег нынешней зимой.

— Без какого продукта холодильник для вас, будучи полным, остается пустым?

— Не знаю, потому что меняю свои пристрастия в еде. Впрочем, в доме обязательно должна быть
картошка. Но ее не принято хранить в холодильнике. Признаюсь, картошку я люблю любую — жареную, вареную, в пюре. Но жареную больше всего. Вкуснее той, что делает моя мама, ничего быть не может. Это простое, но самое любимое мое блюдо. Я не вегетарианка. Потребность в мясной пище мне пока не унять. С удовольствием поедаю мясо птицы. Конечно, в холодильнике всегда должны быть овощи, желательно творог и какой-нибудь сок.

— Вы сторонница здорового питания?

— Нет, просто не знаю, что это такое. Если говорить о еде, то я ем то, что просит мой организм.

— А какие цветы любите?

— Нравятся розы. Хотя любые цветы принимаю с благодарностью. Правда, не люблю цветы с резким
ароматом, лилии например. Оттого, что очень остро ощущаю запахи. На те же ландыши смотреть люблю,
но все равно отставлю их в сторону. Кстати, вообще не люблю ничего навязчивого, будь то громкая музыка, резкие, концентрированные духи
или манера общения.

— О чем мечтаете?

— По-прежнему о собственном очаге, собственном уютном уголке…
___________________________________________________________________________________

Интервью интернет-порталу КофеХит.октябрь 2009

Елена Гудкова: «В моей жизни было много кофе»

Наша встреча с известным автором-исполнителем Еленой Гудковой состоялась незадолго до ее традиционного концерта ко Дню рождения. За то время, пока продолжалась беседа, мы успели поговорить на самые разные темы от текстов песен до отношения к кофе. А начали, что вполне естественно, с обсуждения новой сольной программы Елены, представление которой, напомним, очень скоро пройдет 9 октября в Кафе Драмы и Комедии.

- Елена, чем собираетесь порадовать своих поклонников?

- Скажу только, что концерт получится камерный, душевный. Но как именно я его построю, секрет. Может быть, почитаю свои стихи, пообщаюсь со слушателями. Ведь могу за два дня до выступления вообще все переделать.

- Давайте начнем с истоков… В какой момент Вы решили, что Педагогический Институт (ныне Университет) им. Герцена – это хорошо, а музыкальное училище при консерватории – лучше?

- Честно скажу, что в пединститут пошла, потому что абсолютно не знала, куда поступать. А тогда девочки шли либо в театральный, либо в педагогический. В торговый и в медицинские ВУЗы шли люди с определенными целями. В театральный, признаюсь, поступать побоялась, точнее, не рискнула. Впрочем, я даже тогда еще и не подозревала, что меня интересует не актерская, а эстрадная, музыкальная карьера. Просто не могла в себе разобраться и выбрала педагогический. Я поняла, что не буду учителем, когда работала старшей вожатой в школе. Хотя с детьми мне было очень интересно и вести предметы тоже, например, природоведение в четвертых классах. Но я поняла, что школа – это не мое. Я осознала, что могу работать с детьми, как педагог-организатор, а не преподаватель в школе. Песни, кстати, уже тогда начала писать. Вожатская работа меня раскрыла в творческом плане, и я ей за это благодарна. Друзья, помню, мне сказали: «Лена, что ты делаешь? Сколько можно сидеть в вожатых?!». А я же училась в пединституте, и с каждым годом все ближе была к выпуску, к диплому. Представляете, забрала документы, будучи студенткой третьего курса. И неплохо ведь училась, была отличницей. Да и география очень интересный предмет. Я бы путешествовала и путешествовала.

- Что же послужило поводом для резкого поворота в судьбе?

- Я услышала по радио объявление о том, что идет набор в музыкальное училище при консерватории на эстрадное отделение. Даже не подозревала тогда, что такие отделения есть. Причем набирали актерский класс, где готовили не певцов, а артистов музыкального театра и эстрады разговорно-речевых жанров. Нас обучали музыке, вокалу. Четыре курса по программе театрального института. У нас даже педагоги из театрального института преподавали. В общем, я поступила. Не могу сказать, что легко и непринужденно, но поступила.

- Не жалеете?

Нет, хотя училась тоже сложно – вместо четырех шесть лет - приходила, уходила, но все-таки закончила. Слава Богу, хватило ума получить диплом.

- А как вообще относитесь к театру?

- В театры, честно говоря, хожу редко. Мало времени. Раньше похаживала в МДТ, реже в БДТ. Восторгаюсь Алисой Бруновной Фрейндлих, как актрисой и как человеком.
Театры люблю и хожу на определенного режиссера, постановку или актеров. Побывав на творческом вечере моего друга, актера молодежного театра Владимира Маслакова, поняла, что театральная публика, это в принципе - моя аудитория. Читала там свои стихи, и зал ловил каждое слово, реагировал. Мои же постоянные поклонники слушают молча. А когда происходит обмен эмоциями это такой драйв. Еще с удовольствием ходила бы в филармонию на классическую музыку.

- То что времени не хватает – понятно. Шутка сказать, У Вас с 1996 по 2008 год вышло 12 (!) альбомов.

- Точнее, в 1996 году появился первый студийный альбом. До этого времени мои песни
существовали в концертных записях. Тот же альбом «Гора» вышел только на кассетах. Хотя я считаю его одной из самых ярких своих работ. Ведь мою музыку играли наши известные рок-музыканты. Дело даже не в том, что они знамениты. Главное, это действительно очень сильные и хорошие исполнители – Ян Николенко, музыканты группы «Танцы Минус» и многие другие. Каждый внес свой вклад. Мы использовали и компьютерное программирование, и много живых инструментов. Так что «замес» был хороший. А дальше я уже стала записывать песни без них. Правда, не могу сказать, что альбомы издавались большими тиражами. У меня тиражи и сейчас небольшие. Причем часть выпускаю сама, что, конечно, очень накладно.

- Запись альбомов, концерты, работа на ТВ… Когда успеваете писать новые песни?

- На творчество всегда находится время. Не всегда есть внутренний драйв, эмоция, нерв, который заставляет это делать. Потому что просто сесть и написать песню с «холодным носом» нельзя. Невозможно. Однако могу сказать, что иногда аппетит приходит во время еды. Понимаешь, что вроде бы песню и писать не из чего. Но только начнешь, и появится зацепка, а там уже все понеслось как ком. В итоге, рождается песня, хотя вроде бы и не было повода.

- В каком настроении Вы чувствуете драйв?

- Раньше, в период юношеского максимализма, страстей и отрицания меня все время в песнях тянуло на грусть. Писала про безответную любовь, со страданиями, находила нерв, груз безысходности, даже там, где его и не было. Сейчас это ушло, и я чаще всего пишу в хорошем настроении. Не тогда, когда счастлива, а в нормальном, спокойном состоянии. Я сейчас пришла к тому, что чрезмерно грустно писать не стоит, хотя, поверьте, с возрастом понимаешь больше, и есть поводы для грусти, пусть и не личностного плана. Но я совершенно уверена в том, что не надо давить на людей. Умный человек всё сам понимает. Но легкая грусть у меня в песнях всегда есть и будет. Более того, я уверена, что людям, которые приходят ко мне на концерты, нужна такая лирика, с грустинкой. Да, у меня есть песни с юмором, но слушатели ждут другого. Знаете, мы с ними эмоционально близки. И в лирических песнях я могу ярче выразить свой внутренний, музыкальный мир, потому что музыка - эмоциональная часть песни. Где-то я не доскажу словом, но музыка, мелодия, всё с торицей восполнит.

- Если не секрет, где в основном пишете?

- Везде. Кстати, сейчас стала с удовольствием писать песни на заказ. Я понимаю, что уже давно перешла на профессиональный уровень. Если раньше было так: есть эмоция - написала, нет эмоции – не пишу, то сейчас, когда нужно написать песню, у меня появляется желание это сделать. И, еще не зная, из чего она «склеится», сажусь и пишу.

- То есть, с одной стороны, написание песен для Вас – настоящее творчество, а, с другой, ремесло, от которого получаете удовольствие?

- Написание песен – большая работа. Мне кажется, в каждом творчестве, кроме вдохновения, есть огромная доля труда. Ведь после того, как песня написана, ее надо аранжировать, разложить, придумать, как преподнести, а перед концертом отрепетировать с музыкантами. И я должна пропеть песню неимоверное количество раз, потому что порой и мелодию меняю, и какие-то ноты, и слова. На слух чувствую, когда надо поменять даже правильное по смыслу слово. Оно ведь тоже несет звук. У меня многое написано на интуиции.

- Вы говорили, что музыка и текст - равнозначные величины. А что все-таки приходит в первую очередь, когда создаете песни?

- Сейчас начинаю с текста, а потом придумываю мелодию. Либо получается так – придумала фразу и уже слышу ее ритмику. Ведь в музыке очень важна ритмическая основа. А в песнях, которые у меня рождались изначально от музыки, меньше слова, они более музыкальны. В них я просто даю словесный намек. В общем, для меня сейчас правильнее «плясать» от слова.

- Елена, в Ваших песнях если и есть грусть, то она какая-то светлая. Это намеренный ход?

- Нет. У меня все совершенно органично. Просто с возрастом, я если и грущу, то светло, не уходя в дебри. В этом нет смысла. Есть в жизни радости и нужно ценить то, что имеешь. Зачем гневить Бога? Я действительно радуюсь жизни. Да, в ней достаточно трудностей, но если на этот мир посмотреть другими глазами, то видишь, например, природу и начинаешь восхищаться, многое понимать. Как мы вообще можем выпендриваться? Понятно, что жизнь тяжела, но мы сами во многом делаем ее тяжелой. Есть какие-то вещи, от которых не уйти – смерть близких людей, болезни – это трудно пережить, но это неизбежно и это часть жизни. Я считаю, что для глобальной грусти повода нет.

- А как поднимаете себе настроение?

- Если мне грустно, я, конечно, грущу или стараюсь возвращаться в детство. Где все было беззаботно и светло. Возвращаюсь в те моменты жизни, когда меня любили и ценили. Вообще, когда человек грустит или обижен, именно это, наверное, и вспоминается в первую очередь.

- Вы поете и под гитару и под «минус»…. И звучит, и воспринимается это совершенно по-разному.

- На самом деле моя публика делится на две части, а потому мне приходится на концертах делать два отделения. В первом обязательно «акустика» - под гитару. А второе – эстрадное. Есть люди, которые приходят, главным образом, для того чтобы послушать акустическое отделение. А для меня, поверьте, и то, и другое одинаково близко. С гитарой я одна. А эстрада…. Я люблю эти песни, и сейчас пишу их много. Для меня ведь жанр не принципиален. Выступаю как автор – композитор и поэт, создаю песню, а как ее дальше «одеть», решаю уже потом. Могу сказать честно, я росла не на западной музыке. Для меня идеал песни, и то, к чему я стремилась – это наша профессиональная советская эстрада, те песни, которые сейчас звучат на всех каналах - наши старые добрые песни из кинофильмов и не только. Вспомните тот период времени, когда рождались удивительные, восхитительные песни. Их пел весь народ, и в каждом фильме были потрясающие песни, которые живут и не стареют.
Я не пишу много песен. В основном, много песен создают текстовые авторы. Они сочиняют длинные стихотворения без припевов и потом их простенько напевают, особо не заботясь о музыкальной оригинальности. Мой идеал – песня с простым, мудрым текстом, о каких-то житейских вещах. А потому от этой эстрады я никогда не открещусь. Вы знаете, с каким удовольствием я пою под «минусовую» фонограмму?

- Иными словами, исполнение песен под «минус» - это Ваше осознанное решение?

- Это естественный процесс. Если у артиста много концертов, он много гастролирует, ему хорошо платят, то у него есть музыканты. Иметь свой коллектив - дорогостоящее удовольствие. Надо платить зарплату, надо репетировать, нужна репетиционная точка. Для этого, повторяюсь, должна быть хорошо оплачиваемая работа, и много концертов. Это не мой вариант. Все что я могу – это выступать под минус. Так, кстати, работает очень много артистов. На корпоративных мероприятиях, на телевизионных съёмках используется в основном «минусовка». Ничего страшного я в этом не вижу. У меня часто бывали ситуации, когда я с музыкантами приезжала на площадку, а организаторы концерта не могли обеспечить необходимый звук. Это так ужасно, что лучше петь под «минус». Уж CD-проигрыватель и один микрофон везде найдутся. Надо не забывать и о том, что у нас многие площадки пока не готовы к тому, чтобы достойно принимать исполнителя. Случалось, я выступала с музыкантами, и стоял такой грохот. Так что «минусовка» - это зачастую выход. Другой вопрос, насколько она гармонично и хорошо сделана. Сейчас я сама занялась аранжировкой своих песен. Так что для меня наступил новый творческий период. Я просто потеряна для всех. Осваиваю компьютерную программу. Хочу сделать наряды для тех своих песен, которые, к сожалению, только под гитару проигрывают. Кроме того, сейчас готовлю новый альбом ведь следующий год для меня юбилейный. Надеюсь, большая часть песен в нем будет аранжирована уже мной. Одну песню уже записала.
И еще, именно благодаря тому, что многие мои песни аранжированы по-эстрадному, они стали звучать на радио, меня узнали, как исполнителя. У меня появились поклонники в других городах. В некоторых из них я уже выступала, мне оттуда пишут, что приятно. Увы, я не могу отдать на радио свою лирику. Я имею в виду песни, исполненные под гитару, флейту и виолончель. Она там никому не нужна. А так «Дорожное радио» меня покрутило и «Шансон». Не скажу, что я в бешеных ротациях. Правда, если бы почаще ставили и не только две песни, думаю, резонанс был гораздо больше. Но это уже не от меня все зависит. Слава Богу, на «Дорожном радио», честь им и хвала, без денег ставят песню, если она им понравилась.

- Елена, Вы же пересекались на гастролях с Виктором Дробышем… Не возникало желания воспользоваться знакомством?

- Уверяю Вас, он сейчас об этом и не вспомнит. По жизни, в молодости, я пересекалась с огромным количеством людей, которые сейчас знамениты. Да, с Виктором Дробышем мы вместе ездили на гастроли, по нескольким городам, в течение месяца, он тогда был клавишником у Игоря Романова в группе «Союз». Кстати сказать, они шкодили. Помню, я вышла петь свою песню под «минусовку», и Виктор вместе с солистом группы Валерой за кулисами в микрофон мне такие бэки пропевали. Они конкретно прикалывались. Сначала я не могла понять, откуда на моей фонограмме появились эти страшные завывания, а когда разобралась в чём дело, еле сдерживалась, чтобы не рассмеяться. Я работала и с Яном Николенко, который сейчас в Москве, и с «Ночными снайперами» знакома. Но это не повод, для того чтобы себя продвигать за их счёт, навязываться. Я думаю у них у всех таких ходоков, как я – немерено. Больше того, каждый автор, творческий человек, заинтересован, прежде всего, в себе, это я заметила еще, работая ведущей в программе «Барды on-line». И тут я приду со своими песнями… «Поможите, чем можете». Да и вообще о чем-то просить для себя мне всегда сложно. И легче самой сделать, чем кому-то навязываться. Но не всё самой сделать получается. К тому же творец, может, я и яркий, а вот администратор из меня никудышный. Поэтому я и сижу тихо, спокойно здесь, в Петербурге уже много лет, что, наверное, неправильно. Надо, везде, где можно, о себе заявлять. Но для этого либо исполнитель должен быть сам себе продюсер, либо у него должна быть команда единомышленников. У меня на данный момент ее нет, да и не было никогда. Конечно, я мечтаю о больших залах и аншлагах, о сольном концерте в «Октябрьском», но для этого сначала надо, чтобы о моих песнях узнали. Нужно раскрутиться. А я всецело творческий человек, не делец. Я могу организовать концерт, но не заниматься администрированием. В общем, нужен отдел продаж, отдел продвижения, говоря современным языком. Если бы все это было, ситуация сложилась бы иначе.

- В одном из интервью, вы признались, что для того, чтобы у автора была своя команда, он должен быть диктатором, а вы диктатором не являетесь. А как бы Вы себя охарактеризовали?

- Даже не знаю. Я точно не диктатор, хотя могу проявить волю, силу и периодически это делаю. Однако чаще всего в отношении себя самой. Другим людям я не хочу демонстрировать свою силу. Если они мне помогают, то делают это искренне. Когда я влюблена в чье-то творчество, и у меня есть возможность чем-то помочь, я это делаю. Также и мои друзья-музыканты. Им нравится моя музыка, и они ее играют. Только, знаете, наше время диктует определенные условия, надо зарабатывать деньги, как бы ты к музыке не относился. У всех семьи, которые нужно кормить. Часто себя ругаю за то, что я не всегда твердый человек. С другой стороны, я убеждена, что большую часть вопросов можно решить, договариваясь друг с другом, не унижая никого и не заставляя что-то делать.

- Елена, что Вы больше всего любите в жизни?

- Много чего люблю. Мне очень нравится ездить на море, и просто, сидя на берегу, слушать шум прибоя. Купаться. Очень нравится Юг, тепло. Люблю бывать на природе, ходить за грибами, очень люблю все красивое. Мне очень нравится запах только что выстиранного белья, которое повесили сушиться на улицу. Вроде бы мелочи, но таких приятных мелочей в жизни много. Раньше мне очень нравилось начинать день с чашки кофе. И надо сказать, что кофе в моей жизни было много. Отчасти, потому, что я курила. Но вот уже пять лет как я не курю. И кофе стало меньше, но зато теперь чувствую его вкус. Когда пьешь много кофе, это не то. А вот, если в день позволяешь себе одну чашку хорошего кофе, совсем другие ощущения. Вообще, наверное, во всем надо знать меру.

- А чем больше всего дорожите в жизни?

- Конечно, своими близкими, друзьями, которых немного.

- Если сравнить Ваши ощущения от самого первого выхода на сцену и нынешние, они одинаковы?

- Дрожь и волнение начинаются загодя. Если у меня завтра концерт, то ночь будет беспокойная. В день концерта я плохо ем. Ну не идет еда. Как и много лет назад, я по-прежнему волнуюсь, как новичок. И это несмотря на то, что в моём профессиональном багаже - сотни отыгранных концертов. Но каждый раз артист должен снова доказывать себе и публике, что ему есть, что сказать, и он имеет на это право.

- Ваше коронное блюдо?

- Не могу назвать что-то конкретно, но зато я еще со студенческих пор большой мастер из ничего приготовить блюдо. Ведь времени нет, а однообразно питаться не хочется. А вообще все наши вкусы закладываются в детстве и юности. И если у меня в семье ели жареную картошку, то я до сих пор ее люблю, такую, как жарит мама. Хотя я и сама сейчас ее очень вкусно готовлю, с поджаристой корочкой. Очень хорошо варю супы. Люблю котлеты и хорошо приготовленное мясо, ведь я, к сожалению, мясоед. А знаете главный секрет любого вкусного блюда? Его нужно готовить с желанием, с душой. Особенно, когда делаете это не для себя, а для кого-то.

- Чего еще хочется Елене Гудковой?

- Больше всего мне хочется иметь собственный дом, жильё, которого у меня пока нет. И, конечно, я хочу, что бы мои песни вышли на широкую аудиторию, поскольку знаю, что они этого заслуживают.

Беседовал Алексей Журавлёв.
_____________________________________________________________________________________

«Красносёл». №104 март 2006

Любите ли вы авторскую песню так, как люблю её я? Моя юность прошла под песни Окуджавы и Высоцкого. Позже я познакомилась с творчеством Кукина и Визбора. Среди многих моих друзей были те, кого влекла романтика походов, и они не пропускали ни одного фестиваля авторской песни, так называемые «грушинские». А вот моя собеседница, молодой автор-исполнитель Елена Гудкова считает, что совсем не обязательно ограничивать этот жанр тематикой «тумана и тайги», исполнять песни только под гитару. И лирические, и юмористические песни имеют право называться авторскими.

- Елена, а когда вы сочинили свою первую песню?

- Когда работала пионервожатой. Училась я в красносельской 262-ой школе. Училась очень хорошо, активно занималась комсомольской работой. У меня были прекрасные педагоги: Валерий Михайлович Цывин – физик, Людмила Михайловна Сироткина – математик. Но самое прекрасное воспоминание – это уроки географии, которые вела Геля Михайловна Лазебник. Она так интересно рассказывала, что я решила: буду учителем географии. Закончила школу, осталась в ней работать старшей пионервожатой и пошла учиться заочно в педагогический институт, на географический факультет. Впервые взяла гитару в вожатской агитбригаде «Ребячьи комиссары» при театре «Данко», которой руководил Александр Ефимович Березанский. На праздновании 60-летия газеты «Ленинские искры» уже исполняла первую свою песню.

- А о чём вы пели?

- Сперва я, конечно же, о юности, о комсомоле сочиняла. Потом перестройка пришла. И о ней я пела. Вскоре поняла, что не хочу быть учителем, а хочу на сцену. Поступила на эстрадное отделение музыкального училища при консерватории. Встретилась там с одним замечательным человеком – Донатом Исааковичем Мечиком, основателем отделения, отцом писателя С. Довлатова. Он уже в США жил, а в 1987 году приехал, когда я на втором курсе училась. Донат Исаакович сравнил меня с Жанной Бичевской и благословил на дальнейшее песенное творчество. Тогда мне поручили написать песни к курсовому спектаклю. После окончания училища я пошла работать в Ленконцерт, стала профессиональным эстрадным артистом.

- Но это же не только пение…

- Конечно. Здесь и конферанс, и монологи. Я ведь много ездила, участвовала в сборных концертах. Там всё приходилось делать. И режиссёрскую работу я знаю. Ставлю эстрадные номера для артистов, студентов. Участвовала в постановке карнавала в честь 300-летия Петербурга.

- Лена, а ведь эстрада это и конкурсы, и фестивали. Надо, чтобы заметили, пригласили на радио, телевидение.

- Я участвовала и в эстрадных, и в конкурсах авторов-исполнителей. Имею лауреатские звания. Что касается радио и ТВ, мне повезло. Приглашают. Сотрудничаю с радиостанцией «Радио России», телеканалами 5-ым, «СТО», но самое главное, скоро у меня выходит первый сольный альбом «Расскажу о тебе». Там лирические песни о любви…. Такие песни тоже имеют право называться авторскими. В них много личного, автор беседует со слушателями. Кстати, я на концертах не только под гитару пою.

Мы встретились с Еленой в центре Петербурга. Увы, трудно совмещать работу артиста с жизнью в Красном Селе. Но с Красным столько связано…. Елена очень любит его. Ну, а вас. Дорогие красносёлы, Елена Гудкова приглашает на свой творческий вечер 5 апреля. Он состоится в Театре Эстрады. Начало в 19 часов.

Ирина Исакова
___________________________________________________________________________________

Ваш тайный советник. №39(168) 10 октября 2005 года

Бард без костра и палатки

13 октября в Театре Эстрады. Юбилейный концерт Елены Гудковой.
Сама Елена Гудкова называет себя автором-исполнителем. Хотя чётко определить жанр, в котором она работает, практически нереально. В её творчестве есть и отголоски французских шансонов, и этакая кабаретность, и клоунада, и симфоничность, и эстрадность. Но Елена безусловно, - автор-исполнитель. Все свои песни она поёт сама, нередко справляясь без аккомпаниаторов.
Концерт в Театре Эстрады посвящён 15-летию творческой деятельности Гудковой. За эти годы создано множество песен, записано восемь альбомов, выпущено шесть концертных программ и моноспектакль.
За 15 лет Лена так и не смогла определиться с жанром, а зритель так и не смог понять, какую музыку он полюбил. «Мы привыкли всё раскладывать по полочкам, всему придумывать название, так проще и понятнее, но это ли главное? Главное – найти свою музыку» - говорит певица.
Гудкова играла с такими музыкантами, как Ян Николенко («Сплин»), Алексей Зубарев (экс-«Аквариум»), Марк Бомштейн («Джунгли»), Алексей Петров («Сезон Дождей»), Юлия Михайлова, Сергей Шевченков (оркестр Павла Кашина), Михаил Сахновский, и другими. Наверное, благодаря этому российские барды так и не приняли Гудкову в свою компанию – она слишком от них отличается.
Разумеется, творчество Елены Гудковой очень любят женщины. Елена – прекрасный лирик и. несмотря на свою причастность к бардовскому клану, она избегает в своих песнях тему костров, палаток и дальних зимних походов.
Почти каждая её песня - маленькая история одной женщины. Но это не значит, что на концертах Гудковой мужчины скучают. Они там расслабляются.

Е.М
____________________________________________________________________________________

Петербургский журнал «Город».№35(167) 10 октября 2005 года.

Авторский гудок.

Жанр авторской песни давно и прочно укоренился на территории нашей страны. Причём женщины в этой культурной нише – явление довольно редкое. Обычно их забивают массовостью пропахшие костром мужики с гитарами в хемингуэевских свитерах.
Елена Гудкова для авторской песни – вообще исключительный персонаж. Во-первых. Она не пишет так много и часто, как это обычно делают барды. Во-вторых. Ей мало одной гитары. В разное время Гудкова выступала с группой, в которой были и флейтисты, и виолончелисты, и ударники (музыкального, разумеется, труда). За счёт этого песни исполнительницы превращались в нечто межжанровое: вроде и поп-хиты, но почти симфонии.
В этом году Гудкова отмечает 15-летие творческой деятельности. За это время выпускница Музыкального училища при Консерватории записала восемь альбомов и выпустила в свет таких популярных нынче музыкантов, как флейтист Ян Николенко («Сплин», «Сети»). Николенко, как раз и должен будет выступить с Еленой в рамках её юбилейного концерта.

Катя Щербакова
__________________________________________________________________________________

Интервью. 1998 год.

Я попала на концерт Елены Гудковой случайно. Друзья затащили. Я ничего не слышала о ней, и желание узнать полностью отсутствовало. То, что я увидела на сцене Театра Эстрады меня поразило. Трудно определить жанр, в котором работает певица. У нее свой стиль. Яркие красивые песни. Елена самобытна и талантлива. Одна навязчивая мысль не покидала меня весь вечер, глядя на Елену. Почему она здесь, в этом маленьком зале, никому не известная, никем не признанная? Почему она здесь, а они все - там?

У тебя очень редко бывают концерты. Кто они, твои зрители? Как ты к ним относишься?

Во-первых, насчет концертов. Хорошего помаленьку. Во-вторых, как я могу воспринимать свою публику?! Я их просто обожаю. В каждом из них - частица меня. Поскольку я люблю себя, то, естественно, люблю и их. Им нравятся мои песни, значит мы близкие по духу люди.

Где ты выступаешь?

Театр Эстрады - номер один по любимости. На этой площадке я дебютировала будучи студенткой музыкального училища. Эти стены помнят Аркадия Райкина, Александра Вертинского, Майю Кристалинскую. Для меня - это святое место. Я очень люблю эстраду, несмотря на то, что ее считают легким жанром.
Был опыт работы в клубах, но он скорее, отрицательный. С одной стороны, я шла на это ради поддержания формы, с другой стороны, физически болела после таких концертов.

Может тебя слово «клуб» пугает?

Меня не слово пугает, а эти самые клубы. Все они в принципе похожи. Там практикуется музыка для ног и под пиво. Мне жалко своих песен. Я их мама и должна желать детям лучшей доли. Поэтому пусть будет два концерта в год, но на приличном звуке, в уютной обстановке, на хорошей площадке, куда люди придут, как на праздник. На меньшее я просто не хочу размениваться. Все было: квартирники, подвалы, дворы и костры. Спасибо, наигралась. Уже взрослая тетенька. Да, мое имя неизвестно широкому зрителю, но это обстоятельство не делает меня менее талантливой.

Что было первым? Музыка или слово?

Для меня музыка и слово - равновеликие понятия, поэтому я не могу похвастаться большим количеством песен. Когда кто-то фонтанирует новыми творениями, я замечаю, что это либо поэт, который стихи свои драгоценные заворачивает в простенькую музыкальную обертку, либо музыкант, который пытается протиснуть сомнительную мысль в плотную обойму гармоний и ритмов. Я очень долго вожусь с материалом. Я должна открывать что-то новое каждый раз. Для себя, прежде всего.

Кто тебе близок из мира музыки?

Автору оценить чужую музыку проблематично. Я не поверю ни одному человеку, который творит и не завидует другому. Здесь трудно быть благородным. Очень редкое явление - дружба людей, работающих в одном жанре. Например, циркач и певец, художник и поэт - нормальный альянс. Но если оба поэты ... Сомнительно. Чтобы восхищаться кем-то кроме себя любимого, надо иметь чистую душу. Или уверенность в себе. Успешность и благополучие располагают к подобным действиям. Мне много что нравится, я многими восхищаюсь. Но я пришла к этому, когда поняла, что нельзя слишком серьезно к себе относиться. Еще никому не удавалось выйти из этой жизни живым.

Тебя характеризуют, как автора, создающего типично женские песни...

Кто это так меня... Естественно женские, а какие они еще могут быть? Я пишу о душе и плоти, о любви. Барды из клуба «Восток» говорили: «В вашей поэзии нет ничего глобального». А что может быть глобальнее любви. Это источник жизни. Мои песни конкретны, но они всегда о чем-то большем. Они отражают законы, по которым живет и женщина и мужчина. Я не пишу о женщине отдельно. И на концерты ко мне ходят больше парами, семьями, что радует. А не то, что бы - сидят барышни и слезы горючие льют.

Были ли у тебя курьезные случаи в концертной практике?

В нашей стране концертная практика - сплошной курьез. Приходишь на площадку, а там не оказывается должного количества сетевых точек, удлинителей, стоек, микрофонов. Как хочешь, так и работай. Как-то меня пригласили спеть несколько песен в сборном концерте. Привезли на площадку за пятнадцать минут до начала. В зале уже сидят люди. Микрофон не проверить, звук не отстроить, толком не накраситься, не переодеться. Спрашиваю администратора: «А как же быть?» «Настоящий артист, милочка, должен уметь работать в любых условиях». И это не смешно, это страшно.

С какими музыкантами ты сотрудничаешь?

Это - Алексей Зубарев, гитарист. Он семь лет проработал в группе «Аквариум». С Мишей Сахновским сотрудничаю продолжительно. Сергей Шевченков - бас-гитарист, играет у Кашина. Сейчас, правда, уехал в Швейцарию. Леша Петров - барабанщик. Ян Николенко - флейтист, музыкант группы «Сплин». С ним мы десять лет как знакомы. На этом концерте появится клавишник - Марк Бомштейн. У всех ребят свои проекты. Но я им благодарна за то, что они находят время на меня, что им нравится со мной работать. Слава богу, мы одинаково понимаем профессию. Все они личности, лидеры, но никто не тянет на себя одеяло. В данном случае я - солистка, а они - оркестр, где все скрипки - первые.

Насколько твои песни автобиографичные?

Конечно, я там присутствую, и, в то же время, меня в них нет. Не могла я столько пережить. Если автор хочет прикоснуться к вечности, он должен писать о том, что затрагивает не только его, а многих людей. Моя жизнь проходит скромно, однообразно и скучно. К примеру. Для автора это нормально. Он может быть неинтересным человеком в быту и создавать гениальные произведения. Одно другому не мешает.

У тебя есть любимые места в Петербурге?

Невский проспект. Центр города. Я ужасно не люблю спальные районы.

Ты за то, чтобы у города было лицо...

Чтобы у всех были лица.

Записала Анфиса Всегоничева
____________________________________________________________________________________

Газета «Сорока» 1994год

Елена Гудкова: «Я пою о любви»

Есть люди, в душе которых звучит музыка. Есть люди, которые могут летать и счастливы в своих полетах. Мы привыкли завидовать таким людям, закрываемся в ракушки своего болезненного самолюбия и останавливаемся. Мы делаем ошибку: ведь нам так хочется летать. Но нам лень. К тому же мы боимся этих головокружительных полетов, крутых виражей. Мы боимся приблизиться к звездам настолько, что огни внизу превратились бы в узенькие блестящие реки. Как счастлив тот, кто не трусит и летит туда, к звездам, сам становясь звездой, еле видимым с Земли маленьким блуждающим огоньком…


Я хочу рассказать вам о таком человеке: о человеке, который умеет летать. Я очень рада, что однажды наше знакомство состоялось и что теперь я могу вам представить эту удивительную женщину: актрису, поэта, композитора, певицу – Елену Гудкову.

К. – Лена, кто Вы?
Л.Г. – Мне проще сказать, кто не я, чем как-то определить себя. Я не бард, хотя аккомпанирую себе на гитаре, пишу стихи и музыку; не рок-музыкант, хотя эта музыка близка мне по духу; не исполнительница романсов и народных песен, но фолкмотивы присутствуют в каждом моем произведении; не «попсовик», хотя стремлюсь (в хорошем смысле) к определенной простоте музыкального выражения, красивым, запоминающимся мелодиям. Я очень люблю песню. Я люблю эстраду. Кто я? Лена Гудкова.
К. – Когда же все началось?
Л.Г. – Все, что должно расцвести, расцветет. Слово и музыка стали рождаться в моей душе в двадцать лет. Были какие-то попытки и до, но они скорей напоминали первый лепет младенца.
К. – Как Вы сами оцениваете свое творчество?
Л.Г. – Я знаю цену себе. Знаю все свои плюсы и минусы, но короля делает свита. К сожалению, в этом спектакле все зависит от декораций, костюмов, массовки, от денег, вложенных в рекламу. Это как раз то, чего у меня нет. Все остальное в наличии: талант, красивые песни, классные музыканты, необычный тембр голоса, артистизм (я – актриса по профессии), внешние данные и т.д.
К. – А если бы нашелся богатый доброжелатель и подарил Вам большую сумму денег, как бы Вы ее использовали?
Л.Г. – Это больше похоже на сказку.
К. – Ну, а все-таки?
Л.Г. – Сразу же сделала бы профессиональную запись цикла своих песен, не торопясь, тщательно выверяя каждую ноту, фразу. Я бы добилась благозвучия, которое предполагает моя музыка. Песни для меня – мои дети. Я должна думать об их будущем. Я хочу, чтобы их услышали. Далее – честный естественный отбор – нравится, не нравится. Я уверена, моих слушателей очень много, просто у них нет возможности меня узнать.
К. – О чем Ваши песни?
Л.Г. – Вряд ли имеет смысл об этом говорить. Песни нужно слушать. И лучше на концерте, ибо, поверьте, это как раз тот случай, когда артиста нужно видеть. Все, что меня волнует – в песнях. Они разные, но всех их объединяет мое стремление к гармонии и красоте. Их соединяет любовь.
К. – Вы упоминали о своих музыкантах. Кто они?
Л.Г. – Это прежде всего Ян Николенко (флейта). С ним мы сотрудничаем уже четыре года. Он – лидер группы «Эдипов комплекс», удивительный музыкант, композитор. Многие мои песни зазвучали благодаря блистательной флейте Яна. Это Алексей Петров (ударные). Меломаны могут знать его по группе «Сезон дождей». С Лешей мы уже записали два магнитоальбома. Это Елена Сайберт (вокал, фортепиано). Она утонченный, талантливый человек. Я всецело доверяюсь ее вкусу. Это Михаил Сахновский (гитара). Совсем новый в нашем коллективе человек, тоже более тяготеющий к рок-музыке (он – рок-гитарист), но у меня играющий на «акустике». И, конечно, все они мои друзья. Без этого компонента творчество невозможно. Не могу не упомянуть старейшего своего сподвижника – звукорежиссера Сергея Колесникова, и нашего менеджера – Галину Михайловну Матвеевскую – очаровательную и очень любящую нас всех женщину.
К. – У Вас много друзей среди артистов?
Л.Г. – Во-первых, я музыкант-одиночка. Я не вхожу ни в какие студии и центры, мало с кем общаюсь. Это не принцип, а скорее следствие различных попыток примкнуть куда-либо. Для того, чтобы дружить, надо быть либо очень благородным, добрым человеком, либо благополучным и удачливым. Когда имеешь все: деньги, славу, почему бы не похлопать по плечу начинающего, не помочь ему. Музыкантов, окружающих меня, объединяет одно – неизвестность, нераскрученность имени. Какая тут может быть дружба.
К. – Вы боитесь чего-нибудь?
Л.Г. – Да, конечно. По гороскопу я – Весы – очень миролюбивый знак. Я – восприимчивый, привязчивый человек. Я боюсь за близких мне людей. Боюсь за счастье, которое мне дается свыше. По закону сохранения энергии, что-то получив, обязательно потеряешь.
К. – Ну, и немножко о любви, о мужчинах.
Л.Г. – Любовь для меня чудодейственная, созидательная сила. Я не могу без любви, вне любви. Пока я не встретила человека, с которым хотела бы идти по жизни вместе, иметь от него детей. Семья – это очень серьезно и свято. Я не ищу совершенного человека. Я хочу найти свою половинку. Но, честно, мне грех жаловаться. Я счастлива!
К. – И, наконец, Ваш имидж.
Л.Г. – Я пою о женщинах, о любви. Сейчас все помешаны на сексуальности. Каждый новоявленный исполнитель, будь то мужчина или женщина, пытается давить на этот немаловажный человеческий инстинкт. При этом они делают это очень примитивно, стереотипно. Я не против сексуальности артиста, у меня другой взгляд на этот аспект. Моя женщина – мудрая, красивая, сексуальная, сильная и слабая. Мне очень обидно, что для интеллигенции нет эстрады. А если есть, то это концерты бардов, где доминирует слово, вечера романса и, пожалуй, все. Музыку они ходят слушать в филармонию, капеллу. Мой зритель сейчас – в основном студенты, думающая, романтичная молодежь.
Я пою для вас – благодарные и любящие, для вас – неравнодушные и думающие, для вас – верующие и верящие!

Как жаль, что наше интервью закончилось. Мне бы хотелось, чтобы вы поближе узнали Лену, увидели ее, поняли и прочувствовали ее песни. 9 октября в Концертном зале на Арсенальной набережной состоится концерт Елены Гудковой. Приходите, и вы найдете в ее творчестве то, что близко именно вам, поскольку ее искусство близко всем: от меломана до рокера.

Катерина
____________________________________________________________________________________

МК в Питере 12.10-19.10.2000г.
Sound-Трек
«Нелегкий» жанр ЕЛЕНЫ ГУДКОВОЙ»


Певица Елена Гудкова уже десять лет занимается неблагодарной работой: пытается возродить популярность эстрадной песни. Лену знают, на ее концерты ходят, но главная мысль Гудковой – «охмурить» людей в глобальном смысле. Чтобы полстраны «подсело на эстраду», вспоминало о прелестях французского шансона или о старых песнях Аллы Пугачевой. Лена работала со многими известными музыкантами. С Яном Николенко, который сейчас играет в «Сплине». С Алексеем Зубаревым, когда-то работавшим в «Аквариуме». С Алексеем Петровым из «Сезона дождей». Сейчас со своей работой справляется в одиночестве. Музыканты ушли туда, где платят деньги. Или же, как и Елена, занялись сольными проектами в стремлении привить публике хороший вкус.
- На днях ты отметила десятилетие творческой деятельности. Собираешься как-то меняться в глобальном смысле?
- Буду начинать все с нуля. Я начинал с бардов, играла в рок-н-ролл, участвовала в попсовых конкурсах. И сейчас поняла: все это никому не нужно. И в первую очередь мне – не мое настроение, не мой образ жизни. Это даже не мой секс – ведь все подобные вещи параллельны! Безусловно, поиски были не напрасными, ибо одежда песен шьется благодаря умению музыкантов, которые оказываются рядом. Был, например, гитарист Миша Сахновский, который любит играть тяжелый рок, - тогда и мои песни стали «тяжелее». Работали с флейтистом Яном Николенко – появились романтические мотивы.
- А что сейчас под рукой?
- Мои старые песни, оказывается, очень благозвучны. И так получилось, что они требуют оркестровой стилистики. Моя мечта – соединить эстраду с симфоническим оркестром. Есть еще вариант – попробовать джаз. Мне очень нравится мягкая подача песен, импровизация. Другого я сейчас не вижу. Совершенно не хочется работать одной под гитару или снова искать каких-то рокеров.
- Не сложно резко начинать все с начала?
– Нет, у меня за плечами колоссальный опыт. Работа с каждым музыкантом – определенная школа. Я сама «гуляла» во всех этих музыкальных направлениях. И чувствую себя готовой к переменам. Может быть, это ошибка. Мне, как и всем, хотелось тогда попасть на поп-сцену в амплуа поп-дивы.
- И что же помешало?
- Не оказалось в нужный момент в нужном месте. Когда я начинала петь, были застойные времена…
- Может, в то время проще было пробиваться? Ведь не было такого культа денег.
- Тогда был культ блата. У меня блата не было. Как и у большинства молодых артистов. «Ленконцерт» обеспечивал музыкантов работой, отправлял на безумное количество гастролей, но каждый (в ту пору) был человеком без имени. Вот и у меня тогда не сложилось.
- Ты как-то определила для себя, какая публика тебе интересна?
- Однозначно не стадионная. У меня же эстетика театральная. И публика должна быть, в принципе, театральной или даже филармонической. Я хочу делать элитную эстраду. Мне хочется петь, чтобы люди ходили на песню. Мне хочется делать музыку, чтобы люди могли наслаждаться благозвучием. Чтобы не было этих прихлопов-притопов.
- Думаешь, кому-то сейчас нужен «нелегкий» жанр?
- Если нормально преподнести, уверена: будут ходить и слушать. Нужно приучать человека к качественной музыке.
- Но у нас же все отвыкли от такого стиля!
- Да, публику раскачать сложно. Нужно будет потратить немало сил и денег, чтобы собрать оркестр моей мечты. Но я знаю – все окупится.
- Ты жалуешься, что музыканты у тебя приходящие. А в основном – уходящие. Может, стоило объединиться в группу и работать под одним именем?
- Это все делается по молодости – объединяются, чтоб вместе «лабать». «Моим» же музыкантам было все равно, что и с кем играть. Были бы деньги. А в моем возрасте найти единомышленников и создать группу – сложно. Нынешние «взрослые» музыканты не хотят гореть одной идеей. Сегодня они сыграли со мной, завтра – с кем-то еще. Или вообще не пришли. А с совсем молодыми сама не хочу работать. У них принципиально другое отношение к жизни.
- Так как же найти партнеров?
- Кому-то везет, к кому-то тянуться. Плюс нужно быть тоталитарной личностью, которая подавляет все волнения в группе. Я так не могу. Видимо, создаю впечатление благополучного человека. Часто мне говорят: «У тебя еще все впереди». То есть воспринимают девчонкой и стремятся «воспитывать трудностями». Иногда бывает, люди боятся подойти, поскольку думают, что и без них все неплохо. Я же не плачу на сцене – дайте мне денег, найдите музыкантов… И все сидят в зале, смотрят на распрекрасную Елену и не беспокоятся о ее судьбе. Так что мое счастье в том, что мне нравится писать песни, выходить с ними на сцену. Главное, постоянно рождаются проекты, от которых я получаю удовольствие.
Не могу свою энергию тратить на саморекламу. На это уходит семьдесят процентов сил. Тридцать из них достаются творчеству. Мне такое положение вещей категорически не нравится. Не умею навязывать себя… Но страна все равно узнает своих героев!
- Постоянно играясь с разными направлениями, не боишься, что снова попадешь в межстилевое пространство?
- У меня не получается работать в одном конкретном жанре. И если уж я до сих пор не стала писать коммерческие песни, то сейчас тем более не хочу этим заниматься.
- Почему же никто не замечает этой твоей непохожести на всех остальных?
- Помощь должна приходить сама. Дина Корзун сказала: «Не нужно бороться за счастье – это пустые хлопоты». Достойный человек должен притягивать других достойных людей. Вот я и жду, когда они появятся в моей жизни.

Беседовала
Прасковья Барабанова
Фото
Алекса Федечко-Мацкевича

__________________________________________________________________________________

Вечерний Петербург №191 четверг, 18 октября 2001 г.
Подробности


Елена Гудкова:
Все мои беды – это победы над собой.
Все мои прегрешения – это падения за мечтой…


Она выступала с музыкантами из «Эдипова Комплекса» и «Сплина», «Аквариума», «Сезона Дождей» и «Джунглей». Она – лауреат конкурса «Весь Петербург», дипломант фестиваля «Еврошлягер», автор книги прозы «Май в шалаше».
Еще недавно собирала большие залы. Сегодня это невозможно: подскочившие цены за аренду диктуют стоимость билетов, которую Елена допустить не может, считая это неэтичным по отношению к слушателям.
Год назад Гудкова отметила десятилетие своей творческой деятельности; в этом году круглых дат нет, но 9 октября в «Чаплин-клубе» состоялся очередной концерт.

- Музыковеды называют вас то бардом, то лириком и мелодистом. А как вы сами определили бы стиль, в котором работаете?
- Это сложный вопрос. Корни, пожалуй, в музыке даже не бардовской, а авторской. Бард – это что-то определенное: гитара, человек. А понятие авторской музыки гораздо шире, тот же Стинг – ведь это авторская музыка. Я начинала с лирики, потом появилась джазовая программа, пробовала себя в поп-музыке. Стиль – это только форма, обертка. Хотя, возможно, то, что не могу определиться с ним, - моя беда. Зрители подчас хотят постоянства, чтобы идя на концерт, знать, чего ожидать. А то сегодня она поет частушки, завтра джаз, и неизвестно, что услышишь в третий раз.
- Вы сотрудничаете с известными музыкантами, но эти союзы оказываются недолговечными…
- Мой проект некоммерческий, и имя не раскручено. А музыканты либо с семьями, либо с амбициями. Им нужно платить стабильные деньги, а я не могу выступать с большим составом именно из-за того, что не в состоянии заплатить людям столько, сколько им хотелось бы. Дружба может выручить раз, два, но жить-то ведь всем надо.
- У вас есть песни «Приглашение на казнь», «Летят по небу шарики». Набоков и Хармс – ваши любимые авторы?
- В театральном институте все проходят через Хармса. Но я полюбила его уже потом. Стала читать его детские вещи, рассказы, письма. Мне это нравится, наверное, потому, что я так не умею. Понимаю, что он писал так не специально – у него было такое видение мира. Набоков мне тоже очень близок. Но сейчас читать его не получается: все время куда-то бегу, а он требует сосредоточенности и вдумчивости. Очень нравятся Платонов, Довлатов, Пелевин, Михаил Веллер, Токарева…
- А в поэзии?
- С этим сложнее, но, однозначно, - Цветаева. Очень заинтересовалась ее характером, узнав о том, что наши дни рождения совпадают. Оказалось, мы совсем не похожи. Люблю перечитывать понравившиеся мне стихи самых разных поэтов. Никогда не учу наизусть – мне надо видеть расположение строк на странице.
- Разделяете ли вы мнение, что творческие люди не должны быть обременены семьей и бытом?
- Быть вольными пташками? Не знаю. Я уверена, что все люди одиноки. А творческие особенно. Та же Цветаева. Да, у нее была семья, но она остро ощущала невозможность выплеснуть ту любовь, что в ней была. Если у тебя воды чан, а вокруг тебя лишь маленькие кувшинчики…
- А как, по-вашему, меняется ли постепенно или внезапно отношение людей к любви?
- Мое – нет. Я была, есть и остаюсь идеалисткой. И живу мечтой, которая, увы, всегда недосягаема. Несоответствие мечты и того, с чем сталкиваешься, порождает болезненную лирику. А мир меняется. Сейчас, по крайней мере – в нашей стране, время без морали и без веры. Единение теперь разве что на футболе, которое, впрочем, заканчивается дракой. Но это мужское единение. Хотя, знаете, любовь ведь все равно спасает. Мужчина – существо агрессивное, но когда он влюблен, то живет любовью к работе, к жизни, к женщине, он будет думать о детях и не захочет убивать.

Татьяна Лисина
Фото Александра Федечко



Rambler's Top100 Web-студия Alt-Media Web: разработка сайтов
Система управления сайтом Alt-Media CMS